Организационно-методический отдел

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Руководитель отдела -
Хлопина Елена Викторовна

Кадровый состав: руководитель отдела, методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, заведующая библиотекой, библиотекари. В состав отдела входит библиотека.

Положение об организационно-методическом отделе

Основное предназначение организационно-методического отдела нашего учреждения - обеспечение эффективности педагогического процесса и профессиональной компетентности педагогических кадров ЦДЮ и образовательных организаций Ярославской области, повышение эффективности образовательного процесса, методическое обеспечение и психологическое
сопровождение экспериментальной деятельности, методическое обеспечение разработок нового содержания образовательной деятельности в ЦДЮ и образовательных организациях дополнительного образования Ярославской области.
Деятельность специалистов отдела направлена на совершенствование педагогической практики, на развитие творческого потенциала конкретного педагога, повышение его профессионального мастерства.
Деятельность  организационно-методического отдела ЦДЮ строится на следующих принципах:
  • стратегичность, работа на опережение, на развитие
  • принцип поисковой, творческой, исследовательской направленности деятельности
  • принцип целостности и завершённости деятельности
  • принцип коллективной работы и личной ответственности за результат
  • интеграция в деятельности

Цель деятельности – координация деятельности по совершенствованию и развитию региональной системы дополнительного образования детей.

Задачи:

  • Разрабатывать информационные и программно-методические документы по актуальным направлениям развития учреждений дополнительного образования детей.
  • Формировать ресурсную базу программно-методических документов по актуальным направлениям развития учреждений дополнительного образования детей.
  • Информировать учреждения дополнительного образования детей о проведении мероприятий в рамках ресурсного центра по данному направлению.
  • Участвовать в работе по повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников образовательных организаций дополнительного образования детей. 

Направления:

  • Аналитическая деятельность

Ведение региональной базы данных о достижениях одаренных детей и их педагогов-наставников (по результатам реализации проектов, конкурсов, фестивалей, организуемых ЦДЮ в соответствии с Межведомственным календарём массовых мероприятий).
Участие в работе по повышению профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников: организация и проведение стажировочных площадок, семинаров, мастер-классов для педагогических и руководящих работников.

  • Профессионально-методическая деятельность:

Оказание консультативной и методической помощи педагогическим работникам учреждений дополнительного образования детей по вопросам, курируемым РРЦ. Консультации специалистов ОМО.
Подготовка проектов инструктивно-методических писем и иных методических материалов по направлению РРЦ.
Распространение методической литературы, выпускаемой педагогическими и руководящими работниками ЦДЮ.

  • Информационно-организационная деятельность:

Информационная рассылка в УДОД области и кураторам ДОД в муниципальные районы информационных писем с планом предстоящих мероприятий для педагогических и руководящих работников, организуемых ЦДЮ.
Информирование образовательных организаций Ярославской области об изменениях в нормативно-документационном регулировании деятельности образовательных организаций.
Координация и сопровождение областных мероприятий для учащихся образовательных организаций Ярославской области:

  1. Областной конференции исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений "Открытие юных"
  2. Областного конкурса образовательных проектов "Золотое кольцо России": путешествие сквозь время"
  3. Областного проекта "Территория детско-юношеской журналистики"
  4. Эстафетных интеллектуально-творческих игр "Моя Ярославия"
  5. Интеллектуально-творческих игр в режиме онлайн "Перелистывая страницы Российской истории" между командами обучающихся образовательных организаций Российской Федерации и других стран
  6. Регионального этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика - 2017"
  7. Областного проекта по развитию интереса к чтению "Время. Книги. Мы"
  • Издательская деятельность:

 

В 2016 году в рамках регионального ресурсного центра составлены методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», с учетом основ программного проектирования в образовании и богатого практического опыта разработки авторских дополнительных общеобразовательных программ в Ярославской области.
Материалы разработаны с целью совершенствования документационного обеспечения образовательного процесса в дополнительном образовании в соответствии с новыми требованиями к системе образования и рекомендованы педагогическим работникам образовательных организаций дополнительного образования детей.
Авторы-составители: Горюшина Е.А., Кашина О.В., Короткова Н.В., Курина Т.К., Сальникова О.Д., Сергеева Е.С., Суворова О.В., Хлопина Е.В.

 

С целью оказания методической поддержки участников процесса сопровождения одарённых детей и распространения опыта работы с одарёнными детьми, в рамках регионального ресурсного центра в 2013 году изданы 2 брошюры: «Комплексная методика исследования патриотических чувств у одарённых и талантливых детей» и «Моя Ярославия. Сценарии эстафетных интеллектуально-творческих игр». Предложенная комплексная методика исследования патриотических чувств позволяет исследовать глубину, структуру и разные аспекты патриотических чувств у подростков и юношей. Данная методика учитывает сложную природу и специфику патриотических чувств. Методика состоит из комплекса оригинальных авторских анкет и сценария фокус-группы, который способствует дополнению и подтверждению полученной путём массовых опросов информации. Методика опросов компактна, проста, понятна и вызывает интерес у подростков и молодёжи в возрасте 12-18 лет. Методика проведения фокус-группового исследования патриотических чувств включает подробные рекомендации по организации и ведению фокус-группы. Разработанный сценарий фокус-группы позволяет исследовать различные аспекты патриотических чувств, включает разнообразные по форме, понятные и интересные для подростков и молодёжи задания. Данная брошюра может быть интересна педагогам, работающим с одарёнными и талантливыми детьми.

 

В брошюру «Моя Ярославия. Сценарии эстафетных интеллектуально-творческих игр» включены разработки интеллектуально-творческих игр, целью которых является развитие патриотических чувств и гражданской позиции, мотивации к изучению истории и культуры родного края у одарённых детей Ярославского региона. Областные эстафетные интеллектуально-творческие игры для обучающихся, имеющих достижения в дополнительном образовании по любому профилю деятельности, проводятся отделом развития содержания дополнительного образования ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ при поддержке департамента образования Ярославской области с 2010 года. В сборник вошли сценарии интеллектуально-творческих игр в хронологии их проведения в период с 2010 по 2013 год, а также дополнительные материалы к их организации. Данное издание может быть полезно и интересно педагогам дополнительного образования, учителям, педагогам-организаторам, краеведам и всем, кто не равнодушен к прошлому и настоящему Ярославского края.

 

 

 

В сборнике представлены материалы выступлений участников IV Всероссийских Брудновских педагогических чтений с международным участием «Дополнительное образование – пространство самоактуализации и самореализации личности, удовлетворения вариативных потребностей детей и семьи», состоявшиеся 19 – 20 января 2017 года в Курске. Они посвящены памяти известного педагога, ученого и организатора дополнительного образования детей А.К. Бруднова, обсуждению проблем воспитания в системе дополнительного образования, использованию эффективных педагогических технологий в реализации дополнительных общеобразовательных программ, определению роли педагогов процессе самоактуализации и самореализации личности ребенка. Данный сборник адресован руководителям, методистам, педагогам, практическим психологам, студентам. В сборник вошли статьи: «Роль методиста на пути от педагога к ребенку». Авторы: Сальникова Ольга Дмитриевна, методист ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества», Суворова Ольга Викторовна, старший методист ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества». (Выдержка из статьи). «Инклюзивное образование на примере реализации социокультурного образовательного проекта «В поисках настоящего человека». Автор Кожохина Светлана Константиновна, старший педагог ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества».

Организационно-методический отдел координирует распространение положительного педагогического опыта педагогов ЦДЮ через организацию стажировочных площадок педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования, творческих семинаров, мастер-классов, творческих мастерских и других форм внутрикорпоративного обучения, а также через оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных организаций дополнительного образования Ярославской области, обеспечение педагогических работников  всесторонней и актуальной информацией.

В отделе созданы  детские творческие образовательные объединения:

Наш адрес: 150044, г. Ярославль, пр-т Дзержинского, 21,
ГОАУ ДО ЯО
"Центр детей и юношества",
организационно-методический отдел,  каб. 611, 613, 615.
Тел.: (4852) 55-66-04,  50-56-70