Детско-родительский клуб "Воскресная семейка"

Детско-родительский клуб «Воскресная семейка»

 

История клуба

 

Дата рождения клуба – 4 марта 2001 года

Клуб появился в результате реализации авторского проекта «Становление клуба для детей и родителей как вариант комплексной психолого-педагогической помощи»,   руководителями  которого стали педагог-психолог Ситкина Ирина Геннадьевна и педагог-организатор Савельева Валентина Алексеевна.

Принципы работы:

·       

принцип гуманности проявляется в искренней заинтересованности педагогов к интересам, успехам, проблемам  обучающихся, в признании индивидуальности и самоценности личности каждого члена клуба   и в предъявлении разумной требовательности в образовательном процессе;

·       

принцип индивидуального подхода   способствует раскрытию   творческих способностей всем членам клуба; 

·       

принцип интеграции предполагает  комплексность  разнообразных видов деятельности;

·       

принцип научности и творчества  предусматривает поиск эффективных методов и средств  взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей в образовательной деятельности.  

 

Основная цель: создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развития и укрепления партнерских отношений между ними.  

Направления деятельности:

1.  Работа с родителями

2.  Работа с детьми

3.  Совместные занятия с детьми и родителями

Формы работы: обсуждение проблемных вопросов воспитания и развития ребенка, дискуссии, психологические занятия с элементами тренинга, психодиагностика; игровые развивающие занятия, сюжетно-ролевые игры, сказкотренинги, театрализация, пластико-изобразительные артформы; совместные игровые занятия, проведение праздников, чаепития, экскурсии, походы и другое.

 Достижения в событиях и фактах.

·       

В 2002 году проект занял 2-е место на областном конкурсе педагогических проектов в области дополнительного образования  и воспитания детей;

· 

   В  2004 года на 1-ом городском конкурсе программ по работе с молодыми семьями мэрии г. Ярославля программа клуба получила Диплом 2-ой степени;

·       

В 2006 -  2007 годах  в рамках  областной целевой программы «Семья и дети» участниками клуба были проведены акции-спектакли и творческие встречи в детских домах Ярославской области, где при использовании интерактивных и интегративных форм работы была оказана психологическая поддержка 70 детям.

Интерактивные и интегративные технологии работы с семьей являются одной из самых важных «находок» руководителей клуба. Благодаря их использованию, можно оказывать комплексную психолого-педагогической помощь самым разным семьям, одновременно решать задачи диагностики, коррекции и профилактики.

 

Клуб сегодня

 

В 2007 году клуб вступает в новую «эпоху». В сентябре 2007 года  состав клуба обновляется и формируется из семей с приемными детьми. А в 2008 году к ним присоединяются семьи с обычными детьми и семьи с детьми с особыми образовательными потребностями (с синдромом Дауна, с аутизмом) в  сопровождении  логопеда-дефектолога службы Кондратьевой Нэли Александровны.

Напрашивается вопрос, а зачем  нужно  объединение детей  разных категорий в одно образовательное пространство?

Но как показывает опыт работы во всем мире, реабилитация людей с ограниченными возможностями осуществляется только через включение их в жизнедеятельность всего общества. Поэтому единственным путем решения этой проблемы является формирование таких условий (коллектива), в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы реализовать свой личностный потенциал, эмоциональные потребности и творческие возможности. Следовательно, объединение детей-инвалидов со здоровыми сверстниками в клубе на базе творческой деятельности позволяет участвовать на равных условиях в жизни социума.

Это оказалось возможным благодаря освоению одного из  направлений сказкотерапии – куклотерапии.  Именно куклотерапия, как нельзя лучше, помогает создать особую «терапевтическую» среду, стимулирующую развитие личности ребенка, а также решать следующие задачи:

·             

развивать речь,

·             

развивать эмоциональную и моторную адекватность,

·             

формировать коммуникативные навыки,

·             

формировать пространственную ориентацию и координацию,

·             

укреплять союз с родителями.

Кукла-марионетка является хорошим средством самовыражения  для чрезвычайно застенчивых (аутичных) детей и для очень подвижных (гиперактивных), а также активно применяется и в семейной терапии для проигрывания различных ситуаций и создания образов желаемого будущего. А главное, это дает возможность создавать творческие продукты, адресованные не только самим себе, но и другим людям, а именно -  постановки кукольных спектаклей.

   Так родилась идея создания театра марионеток, и с января  2009 года она начинает воплощаться в жизнь. Участниками клуба своими силами были сшиты куклы-марионетки к выбранной сказке, отрепетированы роли. На помощь пришли специалисты Ярославского кукольного театра и под непосредственным руководством педагога театра Валентины Владимировны Барановой был поставлен интерактивный спектакль «Гуси-лебеди».

Интерактивные формы работы по-прежнему остаются  приоритетными и используются для постановки спектакля, так как во время спектакля зритель вовлекается в театральное действие,  становится соучастником представления, а не просто пассивно воспринимает события происходящего. Отсюда основная идея интерактивного театра  - активное взаимодействие  со зрителем, с его внутренним миром, а также  гармонизация его психоэмоционального состояния.

Желание общаться со зрителями, делиться с ними радостью, жизненной энергией, верой в будущее «вылилось» в создание благотворительного проекта «От сердца к сердцу», который реализуется в детских домах, школах-интернатах, детских больницах.

Приоритетной целью деятельности клуба в настоящее время является: создание оптимальной психолого-педагогической среды для раскрытия и интеграции внутренних ресурсов детей и родителей, способствующей укреплению и  гармонизации семейных отношений.

 

Достижения в событиях и фактах.

·             

В 2008 году была проведена интерактивная игровая программа для родителей и детей приемных семей области (96 человек).

·             

В 2009 году написан сборник по интерактивным формам работы с семьёй, который содержит обобщение опыта клубной работы с семьями.

·       

   2010 год:

- Создана благоприятная, безопасная среда для детей и родителей 8 семей города и области, где  есть взаимное принятие и доброжелательное отношение между всеми членами клуба;

- Участники имеют возможность получать опыт самопознания и творческого самовыражения, управления своим эмоциональным состоянием и  ответственности за общий результат; узнавать свои сильные и слабые стороны, что будет помогать  при решении трудных ситуаций, а также осваивать разнообразные игры и способы совместного времяпрепровождения в семье;

- Выбрано  и освоено  перспективное направление деятельности - театр марионеток, сохранены устоявшиеся традиции клуба;

- Благотворительный проект «От сердца к сердцу» реализован  в 3 детских учреждениях.