Сопровождение региональной инновационной площадки «Формирование экологической культуры субъектов образовательного процесса» - 2013 год

В соответствии с приказом департамента образования от 29.12.2012 № 697/01-03 «О присвоении статуса региональной инновационной площадки департамента образования» с целью поддержки инновационных учреждений области присвоен статус РИП по направлению «Формирование экологической культуры субъектов образовательного процесса» группе учреждений в составе:

  •      МОУ ДОД детский экологический центр «Родник» г. Ярославля;
  •      МОУ Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Рыбинска.

Координатор направления – Региональный ресурсный центр ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества» по направлению «Экологическое воспитание обучающихся».

Научный консультант – Золотарёва А.В., доктор педагогических наук, заведующая кафедры управления образованием ФГБОУ ВПО  «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского».

Состав РИП:

Региональный ресурсный центр ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества» по направлению «Экологическое воспитание обучающихся»:

  •         Минеева Ирина Юрьевна, руководитель отдела экологического образования;
  •         Волхонская Алла Игоревна, руководитель сектора экологии природных комплексов;
  •         Датская Татьяна Евгеньевна, методист отдела экологического образования;
  •         Сатина Зоя Фёдоровна, руководитель сектора декоративного садоводства;
  •         Скибина Любовь Витальевна, руководитель сектора экологических проектов и исследований;
  •         Феоктистова Светлана Викторовна, методист отдела экологического образования. 

МОУ ДОД детский экологический центр «Родник» г. Ярославля:  

  •         Бутикова Ольга Викторовна, директор;
  •         Громова Марина Валентиновна, заведующая эстетико-экологического отделения;
  •         Куприянова Наталья Валентиновна, организационно-массового отдела;
  •         Нечаева Татьяна Евгеньевна, заведующая эколого-исследовательского отделения;
  •         Панова Елизавета Владимировна, педагог-психолог;
  •         Смирнова Оксана Владимировна, заместитель директора по УВР. 

    МОУ Центр детского и юношеского туризма и экскурсий г. Рыбинска:   

  •         Веселова Ольга Геннадьевна, заместитель директора по экологическому направлению;
  •         Бумагина Оксана Александровна, педагог дополнительного образования;
  •         Кольцова Дарья Николаевна, педагог-организатор;
  •         Круть Яна Алексеевна, руководитель структурного подразделения;
  •         Малахова Татьяна Владимировна, руководитель структурного подразделения.

Актуальность темы

Решение многих экологических проблем зависит от экологической культуры общества, поэтому задачи экологического воспитания должны становиться приоритетными. Это подтверждает:

  •         Поддержка мирового сообщества – 21-й век объявлен как «столетие окружающей среды»;
  •         Поддержка на уровне Правительства Российской Федерации – провозглашение 2013г. – Годом экологии;
  •         Поддержка Правительством ЯО в лице общественного экологического совета при Губернаторе ЯО – наиболее   острой проблемой определена проблема экологического образования, просвещения и воспитания экологической культуры населения области и решению этих вопросов будут посвящены ближайшие заседания Совета (рабочей группы по образованию);
  •         Поддержка департаментом образования – утверждение данного направления, как одного из приоритетных направлений развития региональной системы образования (приказ департамента образования от 30.11.2012 № 609/01-03 «Об определении координаторов направлений по инновационной деятельности», создание РРЦ, РИПов.

Содержание деятельности РИП:

  •      Определение подхода, общих позиций к работе РИП, отбор содержания, видов конечных продуктов (14.02.1013);
  •      Встреча с научным консультантом: планирование работы РИП (20.02.2013);
  •      Договоренность о понятии «экологическая культура», перечень качеств, формируемых в ребенке через реализуемые проекты (13.03.2013);
  •      Семинар-тренинг для участников РИП  по выстраиванию моделей со спецификой деятельности (11.04.2013);
  •      Работа в группах над разработкой вариантов моделей формирования экологической культуры субъектов образовательного процесса (характер сетевого взаимодействия), (12-26.04.2013);
  •      Защита проектов сетевого взаимодействия участников РИП (29.04.2013);
  •      Разработка социально-значимых экологических проектов, направленных на реализацию вариативных моделей формирования экологической культуры субъектов образовательного процесса. Работа с продуктами (разработка, консультации, рецензирование и др.), (апрель 2013г.);
  •      Городской экологический форум («Родник). Круглые столы: животные в городе, уборка мусора, озеленение и благоустройство образовательных учреждений (16.05.2013);
  •      Описание моделей (окончательный вариант), (июнь 2013);
  •      Встреча с научным консультантов по описанию модели («Родник»), (03.06.2013);
  •      Участие в круглом столе «Профессиональные педагогические сообщества – важнейшие системные элементы региональной инновационной структуры Ярославской области» (ЦДЮ, «Родник»), (11.06.2013);
  •      Встреча с научным консультантом по описанию модели (Рыбинск), (13.06.2013);
  •      Реализация проектов. Апробация проекта. Замеры на уровне ребенка (Июнь-июль 2013);
  •      Всероссийская научно-практическая конференция «Экология и Культура: от прошлого к настоящему» («Родник»), (июнь 2013);
  •      Научно-практическая конференция  Тутаевского МР «По вехам истории» («Родник»), (сентябрь 2013);
  •      Заседание Общественной палаты Тутаевского МР о реализации гранта «Мы живем на Волге» («Родник»), (01.11.2013);
  •      Ярмарка инновационных продуктов «Инновационный каскад» г. Рыбинск, (06.11.2013);
  •      Итоговый семинар «Модели сетевого взаимодействия по формированию экологической культуры субъектов образовательного процесса» (21.11.2013)  

Результаты работы РИП:

  •          Модели сетевого взаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию экологической культуры;
  •          Пакет нормативных документов, регулирующих деятельность субъектов образовательного процесса;
  •          Учебно-методические материалы. 

Специфика сетевого взаимодействия:

  •          «Позволяет решать образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельному образовательному учреждению;
  •          Генерирует новые формы работы и форматы взаимодействия…Таким образом, создаётся потенциал, который приведёт как к развитию системы образования, так и повышению качества образовательной деятельности».  

(Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности: методические рекомендации/ под. Ред. А.В. Золотарёвой – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2011)