Итоги работы "круглого стола" «Дополнительное образование и стандарты нового поколения: точки соприкосновения»

01 октября 2013 года в ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества» состоялся «круглый стол» для педагогических работников по теме «Дополнительное образование и стандарты нового поколения: точки соприкосновения».

Организатор - региональный ресурсный центр по направлению «Дополнительное образование детей», созданный на базе ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества».

На «круглом столе» присутствовали 73 человека:

        –  представитель департамента образования Ярославской области –  Костыгова Е.А., ведущий специалист отдела развития общего и дополнительного образования;

        –  6 представителей муниципальных органов управления образования из Ростовского МР и городов Переславль-Залесский, Рыбинск и Ярославль;

        –  13 представителей государственных образовательных учреждений;

        –  50 педагогических работников УДОД из 13 муниципальных районов Ярославской области;

        –  4 педагогических работника общеобразовательных учреждений из 3 муниципальных районов Ярославской области.

Ведущий «круглого стола» – Буланова Е.В., методист ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ.
Пресс-центр: Сальникова О.Д., Суворова О.В., методисты ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ.

 

В ходе «круглого стола» представители образовательных организаций из разных муниципальных районов поделились опытом взаимодействия учреждений дополнительного образования и школ по организации внеурочной деятельности. Участники «круглого стола» озвучили различные варианты механизмов сетевого взаимодействия УДОД и учреждений общего образования  по организации внеурочной деятельности.

В практике учреждений Угличского МР (МОУ ДОД Дом детского творчества) и Ростовского МР (МОУ ДОД  Центр внешкольной работы) используется система работы, когда занятия в рамках внеурочной деятельности проводятся на базе  УДОД. Отмечены следующие положительные моменты такой организации: возможность смены видов деятельности, учёт потребностей детей и родителей при выборе направлений, организация досуговых программ, простраивание индивидуальных образовательных маршрутов.

Озвучен опыт региональной инновационной площадки «Механизмы взаимодействия  учреждений дополнительного образования и общего образования по внеурочной деятельности», которая работает на базе ГОУ ЯО ЦДЮТурЭк. В практике работы ГОУ ЯО ЦДЮТурЭк организация занятий по внеурочной деятельности происходит на базе школ педагогами дополнительного образования на договорной основе. Такую же систему работы использует и МОУ ДОД ЦДТ «Ярославич». В ходе деятельности региональной инновационной площадки разработан пакет нормативно-правовых документов и методических материалов. Результаты работы региональной инновационной площадки будут представлены ГОУ ЯО ЦДЮТурЭк на семинаре 19 ноября 2013 года на базе их учреждения.

Опыт работы по актуализации дополнительных образовательных программ по туристско-краеведческому, социально-педагогическому и физкультурно-спортивному направлениям  для внеурочной деятельности с учётом ФГОС накоплен в ГОУ ЯО ЦДЮТурЭк, а эколого-биологической направленности – в МОУ ДОД ДЦДТ «Россияне». Эти учреждения открыты для сотрудничества и готовы предоставить наработанные материалы педагогам, осуществляющим организацию внеурочной деятельности.

 

В ходе состоявшегося обсуждения участники «круглого стола» констатировали наличие следующих проблем:

  •         отсутствие общего подхода к организации внеурочной деятельности в Ярославской области;
  •         слабость документационного обеспечения по  сетевому взаимодействию школ и учреждений дополнительного образования в рамках реализации внеурочной деятельности;
  •         отсутствие описания эффективных механизмов организации внеурочной деятельности при интеграции с дополнительным образованием;
  •         отсутствие единого банка программ по внеурочной деятельности;
  •         трудности при лицензировании программ;
  •         ограниченные возможности организации внеурочной деятельности в сельских малокомплектных школах;
  •        существование случаев нарушения принципа вариативности: несоответствие предложений по занятиям внеурочной деятельностью интересам детей и запросам родителей;
  •         существование угрозы снижения качества образования из-за увеличения нагрузки как на ребёнка, так и на школьного педагога;
  •         существование случаев нарушения здоровьесберегающего принципа обучения при обязательном занятии внеурочной деятельностью обучающихся начальной школы в объеме 10 часов;
  •         несовершенство механизма оплаты труда педагогов дополнительного образования в процессе реализации внеурочной деятельности;
  •         угроза потери кадрового состава УДОД из-за более высокой  оплаты труда педагогов в общеобразовательных учреждениях.

Большинство выступающих на «круглом столе» отмечали большой потенциал учреждений дополнительного образования по воспитанию детей, а также в организации внеурочной деятельности.  Были высказаны  опасения  потери   уникальности системы дополнительного образования детей, где всегда создаются и обеспечиваются необходимые условия для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого развития ребёнка.

 Прозвучали следующие предложения:

  •         разработать и описать оптимальную модель организации внеурочной деятельности без ущерба здоровью ребенка;
  •         разработать методические рекомендации с описанием эффективных механизмов организации внеурочной деятельности в рамках интеграции с дополнительным образованием;
  •         решить вопрос документационного обеспечения механизма сетевого взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования в рамках реализации внеурочной деятельности;
  •         разработать и описать оптимальные варианты организации внеурочной деятельности в условиях сельских малокомплектных школ;
  •         создать банк программ по внеурочной деятельности;
  •         активнее использовать возможности региональных ресурсных центров;
  •         продолжить традицию организации встреч по обсуждению актуальных вопросов дополнительного образования и обмену накопленным опытом в разных учреждениях.