Программа профильной смены "Человек среди людей"

Департамент образования Ярославской области

 

                                                УТВЕРЖДАЮ

                                                  Директор

  департамента образования

                                                             Ярославской области

                ____________Т.А. Степанова

  

 

ПРОГРАММА

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ (ТЕМАТИЧЕСКОЙ) СМЕНЫ

«ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ»

 

Авторы программы:

Рожков М.И.,

профессор ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,

д.п.н., Заслуженный деятель науки РФ.

Груздев М.В.,

первый заместитель директора

 департамента образования

Ярославской области, д.п.н.

Леонова И.С.,

заместитель директора

ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества»

 

Ярославль, 2011

 

ПРОГРАММА

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ (ТЕМАТИЧЕСКОЙ) СМЕНЫ

«ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ» 

Обоснование необходимости проведения смены

 

Современная концепция модернизации образования выдвигает  в качестве одной из основных задач образовательных учреждений развитие одарённости детей. Среди всех видов одарённости особое место занимает социальная одарённость,  которая предполагает высокий уровень готовности к социальной деятельности, способность устанавливать зрелые, конструктивные отношения с окружающими людьми. Высшим проявлением социальной одарённости является реализация лидерского потенциала. Для современной школы, проблема стимулирования детского лидерства и подготовки  детей к реализации организаторских функций является весьма актуальной. Это обусловлено, прежде всего, задачей развития детского самоуправления и создания условий для проявления социальной активности детей.

В России накоплен значительный опыт подготовки школьников к организаторской деятельности. При этом решение этой задачи осуществляется  по-разному. Чаще всего преобладают дидактические методы этой подготовки, предполагающие проведения комплекса занятий с детьми. В других случаях преобладают игровые формы, в которых дети приобретают опыт  решения организаторских задач и взаимодействия с другими людьми.

В настоящее время наиболее продуктивным, по мнению авторов  программы, является рефлексивно-деятельностный подход, который предполагается реализовать в процессе предлагаемой специализированной (тематической) смены.

Реализация этого подхода в условиях лагерной смены предполагает:

  • создания поля самореализации детей, обладающих лидерским потенциалом в социально-ориентирующей игре «Человек среди людей»;
  • стимулирование рефлексии организаторской деятельности;
  • осознание необходимости самосовершенствования;
  • выбор способа повышения своей социальной компетентности (консультация, семинар, тренинг и т.п.);
  • реализация полученных знаний в практической деятельности;
  • проектирование своей будущей социальной деятельности и самосовершенствования.

Участники смены «Человек среди людей» приобретут опыт взаимодействия с людьми в различных ситуациях, опыт решения организаторских задач, сформируют новый уровень социальной компетентности.

 

Цели, задачи, предполагаемые результаты

реализации программы смены

Цель программы: развитие социальной одарённости детей – лидеров детских объединений и органов детского  самоуправления. 

Задачи программы:

  • приобретение знаний об организаторской деятельности и возможных моделях решения организаторских задач;
  • овладение навыками использования правил организаторской работы;
  • формирование культуры общения и поведения в социуме, партнёрской позиции по отношению к сверстникам и педагогам;
  • коррекция самооценки и уровней социального целеполагания подростков – участников смены;
  • построение индивидуальной траектории развития социальной одарённости.

Предполагаемые результаты:

  • развитие лидерского потенциала школьников;
  • стимулирование социальной активности в решении актуальных задач жизнедеятельности школьного коллектива;
  • повышение уровня социальной ответственности школьников;
  • формирование готовности к взаимодействию в экстремальных ситуациях;
  • формирование толерантности, готовности к сотрудничеству и эмоциональной поддержки окружающих;
  • разработка программы своего самосовершенствования, в том числе развития лидерских качеств.

 

Приоритетные направления программы смены

Приоритетные направления программы смены связаны с созданием    условий для обогащения опыта социальных отношений подростка. Этих направлений пять:

  • информационно-образовательное;
  • гражданско-правовое;
  • социально-культурное;
  • духовно-нравственное;
  • спортивно-оздоровительное.

Каждое из направлений связано с двумя неизменными процедурами - созданием арт-объекта (творческого воплощения идеи), отражающего понимание сути конфликта в саморазвитии человека и подготовкой материалов для коллективной исследовательской работы «Время моих достижений».

 

Механизм реализации программы и краткое описание обязательных для проведения мероприятий и дел

Программа профильной смены реализуется через организацию социально-ориентирующей игры « Человек среди людей».

Социально – ориентирующая игра создает ситуацию выбора, в которой ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.

Главный педагогический смысл этих игр - создание условий для социальных проб детей в имитируемой социальной деятельности, то есть создании ситуаций  выбора, в которых ребенок должен быть выбрать способ решения той или иной  социальной проблемы на основе сформированных у него ценностей, нравственных установок и своего социального опыта. Помимо взаимоотношений,  которые разыгрываются детьми в соответствии  с принятым сюжетом и взятой на себя ролью,  в игре и по поводу игры  возникают другого рода отношения - уже не изображаемые, а действительные, реальные. Отмечается, что эти виды отношений тесно взаимосвязаны,  но не тождественны и могут расходиться друг с другом.

В игре возможен переход от внешних требований воспитателя во внутренние требования самого воспитанника. Механизм такого перехода основывается на общих закономерностях игры. Как уже отмечалось, участвуя в игре, ребенок, подросток выступает в увлекательной для него позиции.   Игровую роль он выполняет без какого-либо внешнего воздействия. Она становится для играющего внутренней необходимостью, а правила игры - внутренними правилами для самого себя.  Наблюдается стремление и желание самого играющего к максимальному проявлению личных  качеств и возможностей для выполнения требований к роли. Именно такую же воспитательную задачу ставит  перед  собой  педагог. Игра создает  условия к  встречному стремлению воспитателя и воспитанника в достижении единой цели.

Одной из особенностей предлагаемой игры является двуплановость  поведения. С одной стороны, играющий всегда остается самим собой,  с другой - выполняет функции  и  обязанности  того человека, роль которого принимает на себя. 

В игре будет складываться особый тип отношений между взрослыми и детьми, и они определяются самой природой игры, как деятельности самостоятельной, добровольной, творческой.

В предлагаемой  игре  присутствуют самые разнообразные ситуации:

  • ситуации выбора: игровой роли; способа участие в игре (один, в составе группы);  выбора позиции в отношениях с другими участниками;
  • ситуации  разрешения  трудностей, которые обязательно возникают на пути к достижению успеха;
  • ситуации успеха и неуспеха;
  • другие ситуации, в которых происходит изменение самооценки и  коррекция собственного поведения  участниками игры.

Важнейшим  педагогической задачей в процессе проведения игры является стимулирования самовоспитания детей. Этому, прежде всего, способствует эмоционально - значимое игровое окружение и вызывающая положительный эмоциональный настрой система развивающих отношений.

Фабула игры следующая. Мы живем на планете людей, где каждый день происходят различные события, требующие взаимодействия, помощи, поддержки, грамотного решения организаторских задач. Каждый день требует творческого поиска для того, чтобы планета существовала и не погибла. Поиск решений различных социальных проблем и есть задача лидеров, живущих на этой планете. Но они часто не могут сами справиться с решением той или иной задачи и тогда они идут за помощью к УЧИТЕЛЯМ и получают новые знания о том, как лучше взаимодействовать с людьми, как их лучше организовать.

Основной принцип организации детей в период профильной смены – обеспечение включенности в планирование и организацию каждого дня пребывания в лагере. При этом создаваемое игровое пространство постоянно пересекается с реальностью жизни лагеря.

В процессе социально-ориентирующей игры «Человек среди людей»  дети участвуют в разнообразных видах деятельности, способствующих  развитию их социальной одаренности (проектной, организаторской, коммуникативной,  художественно-творческой, образовательной).

 

Участники и организационная структура взаимодействия

участников смены

В смене участвуют школьники в возрасте от 13 до 15 лет, лидеры  детских объединений и органов детского самоуправления Ярославской области и шести регионов Центральной России. Общее число участников – 200 человек. В период подготовки специализированной смены проходят конкурсные отборы активистов, авторов программ и проектов. Для организации досуговой и творческой деятельности планируется приглашение художественных и творческих коллективов. Участники смены объединяются в отряды. С отрядами работают педагоги и студенты-волонтёры.

Общее руководство реализацией программы осуществляет оргкомитет, состав которого утверждается департаментом образования Ярославской области.

 

Кадровое обеспечение смены

Специалисты по профилю программы из числа педагогов школ и учреждений дополнительного образования Ярославской области, студентов – волонтёров, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского.

 

Финансовое и материально-техническое обеспечение смены

Подготовка специалистов по профилю программы, студентов – волонтёров, материально-техническое обеспечение смены, проезд участников смены до ВДЦ «Смена» и обратно осуществляются за счёт средств  регионального бюджета с привлечением внебюджетных средств.

 

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

профильной смены «Человек среди людей»

1. Полное название

Профильная смена «Человек среди людей».

2. Организация, представившая заявку

Департамент образования Ярославской области.

3. Адрес организации, представившей проект, контактное   лицо

Департамент образования Ярославской области           

150000, Ярославль, ул. Советская, 7
e-mail: dobr@region.adm.yar.ru
http://www.depedu.yar.ru 
факс (4852) 72-83-33, Груздев Михаил Вадимович, тел (4852) 40-08-88, 8-905-131-51-62.

4. Партнёр

ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества».

Леонова Ирина Станиславовна, заместитель директора ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества»,

тел. 8-905-631-82-71, e-mail: i.leonova@corp.yarcdu.r

5. Авторы программы
  • Рожков Михаил Иосифович – профессор Ярославского Государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ.
  • Груздев Михаил Вадимович – первый заместитель директора департамента образования Ярославской области

6. Сроки

Июль-август  2012 года.

7. Место проведения

ФДЦ «Смена».

8. Число и качественный состав участников, способ отбора

 200 человек, лидеры детских объединений и органов детского самоуправления Ярославской области и шести регионов Центральной России.

9. Цель программы

Развитие социальной одаренности детей – лидеров детских объединений и органов детского  самоуправления.

10. Задачи программы

1. Приобретение знаний об организаторской деятельности и  возможных моделях решения организаторских задач.

2. Овладение навыками использования правил организаторской работы;

3. Формирование культуры общения и поведения в социуме, партнерской позиции по отношению   к сверстникам и педагогам;

4. Коррекция самооценки и уровней социального целеполагания подростков – участников смены;

5. Построение индивидуальной траектории развития социальной одаренности.

11. Основные направления реализации целей и задач программы

Приоритетные направления программы связаны с созданием условий для обогащения опыта социальных отношений подростка. Этих направлений пять: информационно-образовательное, гражданско-правовое, социально-культурное, духовно-нравственное,спортивно-оздоровительное. Каждое из направлений связано с двумя неизменными процедурами - созданием арт-объекта (творческого воплощения идеи), отражающего понимание сути конфликта в саморазвитии человека и подготовкой материалов для коллективной исследовательской работы «Время моих достижений».

 12. Механизм отбора участников программы

Общее число участников – 200 человек. В период подготовки специализированной смены проходят конкурсные отборы активистов, авторов программ и проектов. Для организации досуговой и творческой деятельности планируется приглашение  художественных и творческих коллективов.

 13. Ожидаемые результаты программы

  1. Развитие лидерского потенциала школьников.
  2. Стимулирование социальной активности в решении актуальных задач жизнедеятельности школьного коллектива.
  3. Повышение уровня социальной ответственности школьников.
  4. Формирование готовности к взаимодействию в экстремальных ситуациях.
  5. Формирование толерантности, готовности  к сотрудничеству и эмоциональной поддержки окружающих.
  6. Разработка программы своего самосовершенствования, в том числе развития лидерских качеств.

 14. Опыт проведения

Проведение специализированных смен  школьников лидеров в оздоровительных лагерях Ярославской области.

 15. Кадровое обеспечение

Специалисты по профилю программы из числа педагогов школ и учреждений дополнительного образования, студентов – волонтеров, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью».