Итоги работы «круглого стола» «Дополнительное образование детей: проблемы и пути решения»

02 марта 2012 года в государственном образовательном автономном учреждении дополнительного образования детей Ярославской области «Центр детей и юношества» состоялся «круглый стол» «Дополнительное образование детей: проблемы и пути решения».
Организаторы: департамент образования Ярославской области, региональный ресурсный центр по направлению «Дополнительное образование детей», созданный на базе ГОАУ ДОД ЯО «Центр детей и юношества».

На «круглом столе» присутствовали 67 человек:

- представители департамента образования Ярославской области: Репина А.В. – начальник отдела развития общего и дополнительного образования; Карандашов В. В.  – главный специалист  отдела развития общего и дополнительного образования;

- представитель департамента по делам молодёжи, физической культуре и спорту  Ярославской области - Карпов С.Т. – начальник отдела спорта;

- 15 кураторов дополнительного образования из 15 муниципальных районов Ярославской области;

- 22 представителя государственных образовательных учреждений;

- 17 руководящих работников УДОД из 11 муниципальных районов Ярославской области.

Ведущий «круглого стола» Репина А.В., начальник отдела развития общего и дополнительного образования. Пресс-центр: Буланова Е.В., Суворова О.В., Смирнова М.В., методисты ГОАУ ДОД ЯО ЦДЮ.

В ходе круглого стола были рассмотрены следующие тематические блоки: материально-финансовое обеспечение, нормативно-правовое обеспечение, организация и содержание деятельности УДОД, система работы с УДОД Ярославской области. Материалы «круглого стола» (обсуждаемые вопросы, выявленные проблемы и возможные пути их решения) представлены в таблице.



Вопросы для обсуждения


Обозначенные проблемы


Предлагаемые пути решения проблем


Блок «Материально-финансовое обеспечение»


Влияние материально-технической базы на качество предоставляемых образовательных услуг.

Ситуация с заключением договоров с учреждениями, на базе которых проводятся занятия, с общеобразовательными учреждениями по организации внеурочной деятельности.

Ситуация с финансированием учреждений в соответствии с нормативами.

Возможности стимулирования работников учреждений.

Особенности организации внебюджетной деятельности в системе ДОД.

Формирование ГЗ, ТЗ, МЗ учреждению с учётом специфики реализуемых программ.

 


Невыполнение на муниципальном уровне постановления о нормативном финансировании УДОД.

Сокращение контингента детей в МОУ ДОД в связи с уменьшением  финансирования.

Низкая оплата труда педагогических работников УДОД.

Несовершенство механизма оплаты труда педагогов ДО в процессе внеурочной деятельности.

Ограниченные возможности материального стимулирования педагогических работников МОУ ДОД.

Слабая материально-техническая база УДОД.

Нерегламентированность процедуры заключения договоров с учреждениями, на базе которых проводятся занятия.


Перевести  муниципальные УДОД на региональный уровень финансирования.

Закрепить законодательно на муниципальном уровне нормативы финансирования УДОД, сделав их не ниже областных.

При разработке нормативов учитывать специфику сельских территорий, удалённость учреждений ДОД от общеобразовательных учреждений, наполняемость групп.

Эффективнее использовать возможности субсидирования УДОД.

Заключать договоры между образовательными учреждениями на безвозмездной основе.

Разработать систему финансовой поддержки УДОД в виде грантов, конкурсных отборов.

Повысить заработную плату педагогическим работникам УДОД.


Блок «Нормативно-правовое обеспечение»


Качество и достаточность нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность УДОД.

Основные нормативные документы УДОД: устав, локальные акты.

Лицензирование деятельности, корректировка уставов УДОД.

Качество программного обеспечения деятельности УДОД (образовательная программа учреждения, программа развития, дополнительные образовательные программы).

Требования к ведению документации (оформление журналов, расчёт часов, наполняемость групп).


Уровень программ дополнительного образования детей в МОУ не всегда соответствует требованиям.

Слабое отражение в дополнительных образовательных программах современных тенденций развития образования.

Отсутствие рекомендаций по написанию программ внеурочной деятельности.

Недостаточное методическое сопровождение деятельности педагогов дополнительного образования МОУ.

Отсутствие в лицензии  УДОД пунктов по организации досугово-массовой деятельности и каникулярного отдыха.


Создать на региональном уровне рекомендации по программному обеспечению деятельности УДОД.

В качестве методических рекомендаций предложить для МОУ ДОД ГОУ  программы  дополнительного образования детей ГОУ.

Активнее использовать возможности региональных ресурсных центров, ГОАУ ЯО «Институт развития образования»,  департамента по делам молодёжи, физической культуре и спорту, ГУ ЯО «Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании»  в вопросах методического сопровождения деятельности УДОД. Подготовить реестр предлагаемых услуг региональными ресурсными центрами.


Блок «Организация и содержание деятельности УДОД. Система работы с УДОД Ярославской области»


Вопросы взаимодействия УДОД и школ в рамках ФГОС.

Ресурсы развития УДОД.

Выявление и поддержка талантливых обучающихся, банк данных одарённых детей.

Управление по результатам, самооценка УДОД.

Методика оценки эффективности бюджетирования образовательного учреждения.

Система информирования и взаимодействия УДОД (система взаимодействия, виртуальные кабинеты).

 


Отсутствие  системы разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов учащихся во внеурочной деятельности.

Отсутствие в СОШ специалистов, курирующих внеурочную деятельность.

Несоответствие предложений по внеурочной деятельности интересам детей и запросам родителей.

Недостаточное количество экспериментальных площадок на базе МОУ.

Недостаточное использование механизма самооценки учреждениями ДОД.

Затруднения в осуществлении самооценки УДОД, работающих на базе общеобразовательных школ.

Сложность в разделении результатов, получаемых обучающимися в УДОД и школе.

Низкий уровень использования учреждениями возможностей сетевого взаимодействия и ресурсов виртуальных кабинетов.

Низкий уровень подготовки детей на олимпиады по предметам: ОБЖ, технология, физическая культура.

 


Объединить усилия СОШ и УДОД для решения проблемы внеурочной деятельности.

В журнале «Внешкольник – Я» создать специальную рубрику, посвящённую вопросам внеурочной деятельности и внедрению ФГОС второго поколения.

Организовать видеоконференцию по организации и финансированию внеурочной деятельности (с привлечением специалистов).

Инициировать подготовку совместных проектов МОУ ДОД И СОШ для участия в конкурсном отборе на статус региональной инновационной площадки.

Постоянно изучать потребности детей и запросы родителей на получение образовательных услуг.

Планировать работу УДОД с учётом результатов самооценки.

Активнее участвовать в дистанционных мастер-классах, осуществлять сетевое взаимодействие и включать детей в образовательные интернет-проекты.

В муниципальных районах воспользоваться опытом создания региональных ресурсных центров в целях создания муниципальных ресурсных центров.

При подготовке детей  к олимпиадам использовать ресурсы учреждений ДОД.

 Информационное письмо департамента образования об итогах работы "круглого стола".